Где в России построить вертикальную ферму
Время прочтения: 3:10 минуты
Содержание:
Основные составляющие городской фермы
Каналы сбыта зелени
“Сибирская капуста” под иностранным именем
Пока вертикальные фермы кажутся чем-то экзотическим, но, учитывая пользу, которую они могут принести местному населению, скоро их начнут воспринимать как само собой разумеющееся. Например, как магазин или кафе, без которых сегодня невозможно представить себе даже небольшой город.
Особенно спрос вырастет в городах, куда сегодня приходится возить овощи или зелень из других регионов, неся немалые затраты на логистику. А тем временем всего одна такая ферма размером со спортзал в средней школе может давать каждый год почти 40 тонн зелени.
Основные составляющие городской фермы
Перед тем, как запустить такое полезное для города производство, нужно понять, что требуется для этого бизнеса, помимо высокотехнологичного оборудования и площадей. Прежде всего, это электроэнергия.
Это, пожалуй, наиболее затратная статья расходов на эксплуатацию на вертикальной ферме. Если в регионе относительно недорогая электроэнергия, стоит задуматься о её создании.
В остальном же – сплошная экономия. В отличие от традиционного выращивания зелени и овощей на полях, такое производство потребляет меньше воды на 95%. Кроме того, для высоких урожаев совершенно не нужны пестициды, а высокий уровень автоматизации позволит сэкономить на численности сотрудников.
Как и в любом виде бизнеса, нацеленного на потребительский спрос, необходимо определить потенциал рынка сбыта. Если в городе неплохо развита торговая инфраструктура, можно начинать планировать фермерский бизнес.
Одним из ключевых условий является соотношение дискаунтеров и премиальных магазинов, ресторанов, кафе и других точек общепита. Устойчивый сбыт свежей зелени создают даже заведения с невысоким средним чеком.
Важным показателем спроса является население в городе. Причём тут нужно учитывать именно количество проживающих людей, а не их платёжеспособность или же средний доход. Небольшой пучок традиционной зелени может позволить себе даже очень небогатый человек. Поэтому в приоритете большие города.
Согласно данным, приведённым учёными Боннского университета, посадочная площадь вертикальной фермы в один гектар позволяет получить более 22 тонн шпината каждый месяц. Остальное посчитать не составит сложности.
Например, для покрытия потребности в этой культуре популярной сети магазинов ВкусВилл необходимы мощности полутора десятков городских ферм. Кроме того, статистика по отдельным видам зелени различная. Что-то люди употребляют в пищу практически каждый день, а некоторые сорта используют реже. Этот параметр тоже необходимо учитывать.
В России зелень не сильно популярна. По данным за 2021 год приблизительно на каждую семью приходилось не более килограмма. По сравнению с большинством европейских и азиатских стран, а также Северной и Южной Америк, это очень мало. Там в таком количестве люди потребляют один только шпинат.
Кстати, российские фермеры благодаря именно этой культуре смогли сделать свои предприятия очень прибыльными. Практически за три года шпинат подорожал втрое. При этом на рынке увеличился спрос именно на молоденькие листочки, а это, в свою очередь, означает, что растение можно срывать раньше, поэтому значительно сократился цикл роста. Сформировавшийся спрос позволил предпринимателям в год снимать тринадцать урожаев.
Каналы сбыта зелени
Когда речь идет о планировании сбыта, на ум приходят только супермаркеты и общепит. Это самое очевидное, но ещё не всё. Например, продукцию можно реализовать через сервисы по доставке продуктов питания.
Также большую нишу составляют санатории и другие лечебно-профилактические заведения. Кроме того, практически при каждой большой или маленькой гостинице есть ресторан или кафе, куда тоже можно предложить свежую зелень. Не стоит забывать про фудкорты в супермаркетах, где размещены отделы с потребительскими товарами.
Одним словом, любое заведение, где люди едят, может стать покупателем овощей и зелени. При этом не стоит игнорировать какие-то ещё малоизвестные сорта пряных трав или салатов. На российском рынке многое когда-то появилось впервые, а вертикальный способ выращивания позволяет получать хорошие урожаи чего угодно.
“Сибирская капуста” под иностранным именем
Например, некогда популярный у древних греков кейл в XIX веке русские торговцы завезли в Калифорнию. С той поры он очень полюбился местным жителям, которые теперь его называют “русской” либо “сибирской” капустой.
В европейских странах эти полезные листья давно вошли в ежедневный рацион. В сложные годы Второй мировой войны в Великобритании эта капуста спасала немало людей от голода. А в Нидерландах кейл давно уже стал одним из главных ингредиентов блюд национальной кухни. В России же культура была практически забыта уже в конце XX века. После долгого перерыва в 2010 году в социальных сетях стали появляться робкие публикации, где авторы рассказывали о богатой истории “сибирской капусты”. Но её настоящее “возвращение” на родину началось немного позже. И одними из первых поставщиков были новосибирские фермеры, которые выращивали его по особым технологиям.